Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х


Включить версию для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический состав.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Дополнительные платные образовательные услуги

Финансово хозяйственная деятельность 

Вакантные места для приема детей в МБДОУ ЦРР- детский сад №21

История детского сада

Публичный отчет

Фотогаллерея

Кружковая деятельность

Мир, в котором мы живем

Копилка наших достижений



















Программа - план «Вольный Дон» (ознакомление с историей и культурой казачества)
«Научить обычаю - значит научить жить...Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род...»
В.Т. Шадриков
Красота физическая и духовная, красота человеческих отношений — эти ценности присущи культурам всех народов, в том числе и русской.
Проблема российского социума - необходимость включения в число главных приоритетов образования в целях духовной консолидации многонационального народа России, в единое сплоченное согражданство, объединяемое общими ценностями гражданского общества.
Современное общество испытывает потребность в сохранении и развитии той системы мировоззренческих ценностей, которые многие столетия определяли жизнь народа. Эта потребность возрастает на фоне кризисных явлений и проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия. Среди них - коррупция, неуважение к закону, алкоголизм, наркомания, преступность, кризис семьи.
В народной педагогике казачества накоплен значительный опыт воспитания патриотизма духовности, поскольку казачество всегда осознавало свое основное назначение через служение Отечеству, его идеалам и направляло воспитательное воздействие семьи, общественности и образования на формирование гражданских и патриотических чувств молодого поколения.
Важным качеством народной казачьей педагогики были единство провозглашаемых истин и практики жизни взрослых, их действий. В основе воспитания была наглядность, личный пример старших, погружение ребенка в социокультурную среду. В результате требований и действий взрослых у ребенка формировалась нравственная культура, выражающаяся в следовании ценностям морального сознания, в личном нравственном поведении. Свод правил воспитания у казаков состоял из ряда принципов у казаков, которые отличались по внешним формам, но были едиными в духовно-нравственном отношении и совпадали с воспитательным идеалом казачества: воспитанием трудолюбия, честной воинской службы, порядочности; учение добру, благожелательности; выработка способности правильно оценивать жизненную ситуацию; обучение послушанию; учение жить свои умом, сочувствовать людям.
В соответствии с ФЗ РФ от 05.12.2005г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Концепцией государственной полити Российской Федерации в отношении российского казачества (03.07.2008г.) приоритетными целями государственной политики в отношении российского казачества является «возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществлений патриотического воспитания казачьей молодежи».
Казачье образование и воспитание детей, юношества и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности донского казачьего общества.
Возрождение казачества - это свершившийся факт. Начавшийся процесс формирования у детей целостной системы казачьего образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, начал давать первые ощути?: плоды.
Наша задача - приложить все силы на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан.
История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке через несколько поколений. В каждом районе, в каждой деревне существуют свои особые традиции в песенном, декоративно - прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем. Велика наша страна и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего государства. И чем лучше дети бу; знать их, тем быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее будет представляться им будущее. Благотворное влияние культуры, созданной народом, позволяет ребенку войти в мир народного искусства, по новому взглянуть на традиции и обычаи родного края. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего региона.
Именно в дошкольный период жизни человека закладываются наиболее емкие категории его опыта осознания принадлежности к конкретному культурно-историческому родонациональному пространству. То есть такому феномену бытия, в поле которого ребенок научается осмысливать себя как субъекта культуры.
Детский фольклор как традиционная нравственная педагогика, сам уклад социально-общественной жизни через оптимальнейший метод освоения действительности - игру, вводит ребенка в систему взаимоотношений: человек - семья, человек - род, человек - народ, человек - другой человек, человек -традиция, человек - природа, человек - история, человек - будущее, человек-Вселенная.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, он имеет больше возможностей для формирования и развития духовно нравственной сферы и творческих способностей. Именно в детском возрасте важно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в сознании чувства любви к Родине.
Исходя из вышеизложенного для своей программы «Вольный Дон» нами были выбраны следующие приоритеты:
-    Я житель Дона - окружение (улицы, проспекты, поселки города), социум дошкольника, знакомство с родными и близкими людьми. Это поможет детям понять, что они часть казачьего народа.
-    История Донского края - окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности должны быть национальными. Знакомство детей с выдающимися представителями российского казачества.
-    Казачий фольклор - приобщение детей к культуре казачества, народным праздникам, традициям,
-    Природа Дона - накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, животных, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни казака во всей их целостности и многообразии.
Наша программа направлена на формирование у дошкольников интереса к истории, этнографии и духовной культуре родного края, воспитание любви к Дону, его славному прошлому, людям, культуре и природе.
Цель программы: формирование у детей целостной системы казачьего образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом.
Задачи программы:
Развивать интеллектуальные и духовно-нравственные возможности ребенка; Развивать любознательность к культуре, истории, и природе родного края; Создать условия для обогащения развивающей среды на основе предметного окружения, гражданских отношений детей со сверстниками, родителями, педагогами, способствующих развитию творческого потенциала дошкольников, художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности детей
Содержание программы «Вольный Дон» построено с учетом следующих принципов:
-    личностно-ориентированного подхода, предполагающего создание условий для становления личного опыта ребенка и способствующего развитию творческого потенциала;
-    гуманизма, отражающего общественно одобряемые социальные нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботу о родных и близких, доброжелательное отношение к окружающим людям;
социокультурности, выстраивающего содержание программы как последовательнее усвоение национально-культурных традиций и ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка;
-    интегративности, предполагающего комплексное включение содержания программы в весь образовательный процесс. Определяющий взаимодействие различных произведений искусства (литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры).
Педагогические условия реализации программы «Вольный Дон».
Для освоения национальной культуры в современном образовании необходимо обеспечивать:
последовательность, системность, преемственность воспитательного процесса в формировании и развитии личности, единства воспитательных воздействий;
-    гражданско-патриотическое воспитание любви к России, родному краю, городу, народу;
-    культуросообразное воспитание в традициях национальной культуры, с использованием традиций этнической культуры и культуры казачества;
-    субъективность, активное вовлечение всех субъектов образования в воспитательный процесс.
Эти условия представляются как единство содержания, педагогических технологий, условий и субъектов образовательного процесса и отражаются в учебных планах; в комплексных программах вне учебной деятельности (программы кружков, клубов и т.п.), в реализации которых могут и должны принимать участие все субъекты образовательного процесса в их взаимодействии; в педагогических технологиях, реализуемых дошкольным образовательным учреждением во взаимодействии со всеми субъектами
образовательного процесса; в мониторинге показателей уровня развития дошкольников.
Этапы реализации программы:
1    этап (2012-2013 учебный год).
Задачи:
-    разработка программы «Вольный Дон»;
-    определить конкретные формы и методы воспитания, обеспечивающие процесс развития ценностно-смыслового отношения к истории, культуре, природе родного края.
На этом этапе следует:
1.    Создание соответствующей предметно-развивающей среды;
2.    Создание казачьей комнаты-музея.
2    этап (2013-2014 учебный год).
Задачи:
-    способность открывать ценности культуры и личностные смыслы жизнедеятельности, мотивы выбора цели, действия и поведения, деятельности и общения;
-    осуществлять комплексный подход к организации педагогического процесса при активном взаимодействии всех субъектов.
На этом этапе следует:
1.    Внедрить программу «Вольный Дон», с привлечением в воспитательный процесс всех субъектов образования;
2.    Добиваться, чтобы эмоционально-положительный настрой воспитанников перерастал в целостное отношение к культуре казачества, традициям и истории.
3    этап (2014-2015 учебный год).
Задачи:
-    развивать взаимодействие ребенка с миром людей, вещей, объектами живой и неживой природы, обусловленные познанием ценностей культуры, и правилами этих взаимодействий;
-    побуждать дошкольников к творческому выражению своих впечатлений в различных видах деятельности.
На этом этапе следует:
1.    Расширять знания об укладе жизни казаков, переносить их в реальную жизнь путем игры, суждений, дискуссий, экскурсий, встреч.
Методические рекомендации.
Для успешного освоения детьми и закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, следует:
1.    Учитывать возрастные особенности детей.
2.    Проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказывания сказок.
3.    Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному.
4.    Создавать такие игровые ситуации, где ребенок мог бы проявить свои знания и умения, если ребенок затрудняется, предложить свою помощь.
5.    Закреплять знания детей в подвижных играх, инсценировках и сюжетноролевых играх.
6.    Поддерживать связь с родителями, приобщая их к культуре казачества:
-    встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
-    посещение храма
-    экскурсии в музей
-    изготовление родителями казачьих костюмов Содержание программы.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с октября по май, одно занятие в неделю продолжительностью 25-30 мин. Объем материала по программе «Вольный Дон» составляет 20% от общего учебного материала.
Программа «Вольный Дон» состоит из четырех блоков, каждый из которых преследует определенную цель:
1.    «Я житель Дона»
-    знакомство с Ростовской областью, городом Шахты, родным поселком;
-    воспитание любви к родным и близким, уважение к друзьям.
2.    «История Донского края»
-    знакомство с героическим прошлым Дона, людьми, прославившими наш край;
-    воспитание гражданско-патриотических чувств;
-    знакомство с прошлым и настоящим малой родины
3.    «Казачий фольклор»
-    знакомство с фольклорным творчеством Дона;
-    обогащение представлений о народных обычаях, традициях, обрядах;
-    знакомство с бытом и укладом жизни казаков.
4.    «Природа Дона»
-    формирование представлений о растительном и животном мире Дона, поверхностью, климатом, водоемами;
-    экологическое воспитание дошкольников.
Тематика проведения занятий.
«Я житель Дона»
Темы:
1.    «Я и моя семья» (беседа + изо)
2.    «Наш город Шахты» (рассматривание слайдов, герба, флага)
3.    Беседа о родном крае (рассматривание иллюстраций, картин, слушание песен, стихов о донском крае)
4.    Диалоги о родном крае
5.    Коллаж «Родной город» (использование фото, открыток, иллюстраций)
6.    «Мой город Шахты» (беседа)
7.    «Белый, синий, красный» (беседа + аппликация)
8.    Экскурсия в музей ГОУ КШИ «Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус»
9.    «Сердце матери лучше солнца греет» (этическая беседа)
10.    «Православный храм» (беседа: особенности архитектуры, правила поведения)
«История Донского края»
Темы:
1.    «Донская земля - колыбель казачества» (беседа)
2.    «Дон - батюшка» (беседа)
3.    «Мой дом - моя крепость» (беседа)
4.    «Казачий курень» (беседа + конструирование)
5.    «Горница казаков» (беседа)
6.    «Певцы земли Донской» (беседа)
7.    «Казак - труженик» (рисование)
8.    «Каждый казак - государь в своем дворе» (беседа)
9.    «Стряпка» - летняя кухня ( изо «Семикаракорский промысел»)
10.    «Казачий круг» (беседа: символы казачьей доблести - бунчук, булава, насека)
11.    «Воспитание мальчика и девочки в семье» (беседа)
12.    «Казак рождается воином» (беседа) - казак - защитник родины, а казачка -хранительница семейного очага.
13.    «Край Донской - мой край» (беседа + изо)
14.    «Казачьи станицы» (беседа)
15.    «Атаманы Дона» (беседа)
«Казачий фольклор»
Темы:
1.    «Казак и лиса» (показ настольного театра)
2.    «Черная корова и Аннушка» (рассказывание казачьей сказки)
3.    «Сундучок донской казачки» (беседа)
4.    «Славься наш любимый Дон» (беседа)
5.    «Живет в народе песня» (беседа)
6.    «Широкая масленица» (беседа)
7.    «К худой голове своего ума не приставишь» (беседа)
8.    «Поговорка - цветок, пословица - ягодка» (беседа)
«Природа Дона»
Темы:
1.    «Хлеб всему голова» (беседа)
2.    «Хлебосольный стол» - натюрморт (тестопластика)
3.    «Животные в жизни казака» (беседа)
4.    «Донская степь» (беседа + изо)
5.    Серия занятий: «Казак - хлебороб», «Казак - садовод», «Казак - животновод». «Казак - рыболов», «Казак - виноградарь»
6.    «Экологический светофор» (викторина + изо)
7.    «Казачья кухня» (беседа)
8.    «Лекарства под ногами» (беседа)
9.    «Донские пейзажи» (рассматривание иллюстраций)
10.    «Богатства нашего края» (беседа)
11 .«Березка раскудрявая» (беседа)
12.«Осенний день год кормит» (беседа)
Нормативные документы и литература:
1.    Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996г. №12-ФЗ; от 16.11.1997г. №144-ФЗ; 20.07.2000г. №102-ФЗ; 07.08.08.2000г. №122-ФЗ
2.    Национальная доктрина образования Российской Федерации №751 от 04.10.2000г.
3.    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение №1756-р от 29.12.2011г.
4.    Постановление Правительства Российской Федерации №61 от 07.02.2011г. «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015годы»
5.    Программа Р.М. Чумичевой «Родники Дона», 2011г.
6.    Методическое пособие Л.В. Компанцева «Дошкольникам о М.А.Шолохове и донском крае», 2005г.
7.    Методическое пособие Л.Л.Шевченко «Добрый мир» (православная культура для малышей), 2011г.
8.    Научно-методическое пособие под. Ред. Т.С. Есаян «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении - перспективное направление модернизации образования» часть 1, 2, 2010г.
9.    Учебно-методическое пособие Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю. Цветкова «Казачий костюм», 2011г.
10.    Н.Ш. Лебедева, Г.И. Голота «Региональный компонент в воспитательнообразовательной деятельности дошкольного учреждения» (опыт работы по РК МБДОУ ЦРР - детский сад №21), 2009г.
11.    О.Г. Веряскина «Символика донского края», 2006г.
12.    Книга «Город Шахты» издана по заказу Администрации города Шахты, 2008г.
13.    Книга Т.А. Бутенко «Певец земли донской», 2005г.
14.    В.В. Шумов «История казачества» (справочник казака), 2004г.
15.    А.С. Мовчан «Казаки» (быт и традиции), 2004г.
16.    М.П. Астапенко «Хрестоматия по истории донского казачества», 1994г.
17.    А.Н. Федоров «Литература Дона» (хрестоматия для чтения в 1-4 классах), 2005г.
18.    З.В. Валюсинская «Словарь русских донских говоров», 1975г.
19.    М.П. Астапенко «Донские казачьи атаманы» (исторические очерки -биографии), 2006г.
20.    А.Х. Сундуков «Солнечная керамика» (художественный альбом для детского творчества по Семикаракорский керамике), 2008г.





Mы надеемся, что размещенные материалы будут Вам полезны и Вы сможете найти здесь то, что Вас интересует.




recreate by SanSan © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz ZP